Nauka innov. 2012, 8(5):11–22
https://doi.org/10.15407/scin8.05.011

А.В. Шевчук
Институт региональных исследований НАН Украины, Львов

 

Математические модели и компьютерные симуляции как инструменты поиска инновационных путей развития высшей школы

Раздел: Научные основы инновационной деятельности
Язык статьи: украинский
Аннотация: Сделан критический обзор математических моделей и компьютерных симуляций как инструментов поиска инновационных путей развития высшей школы. Показано, что сегодня наибольшее значение имеют компьютерные симуляции, которые уже используют на практике с целью определения для национальных образовательных систем оптимального студенческого контингента, штатов университетов, количества аудиторий и т. п. в зависимости от демографической ситуации и финансовых возможностей в той или другой стране. Автономные образовательные системы рассмотрены как диссипативные структуры, при этом показано, что их существование, которое оторвано от производства, противоречит законам физики и природе этих структур. Для исправления ситуации предложено переподчинение высшей школы хотя бы в части жизненно необходимых специaльностей соответствующим промышленным диссипативным структурам.
Ключевые слова: высшая школа, симуляционная модель, дисcипативная структура.

Полный текст (PDF)

Література:
1. Ахромеева Т.С., Капустин М.А., Кащенко С.А. и др. Новые направления системного анализа и компьютерного моделирования образовательной стратегии и политики России . Препринт ИПМ No. 89, Москва, 2001.
2. Новіков В.П., Сидоров Ю.І., Швед О.В. Сучасний стан і проблеми викладання біотехнології в політехнічних університетах України . Нові технології навчання: Наук.-метод. Зб. / Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОН України. - К., 2009. - Вип. 56. - С. 25-33.
3. Рефлексивные процессы и управление . III международный симпозиум 8-10 октября 2001 г., Москва. Тезисы. Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. - М.: Институт психологии РАН, 2001. - 242 с.
4. Bush J., Hunt J. New Higher Education Model . October 6, 2011 - www.insidehighered.com/views/2011/10/06/bush_hunt_essay
5. Як змінилася освіта в Україні за 20 років незалежності / Освіта.UA. - osvita.ua/home/aktual/22193/
6. Исмагилова Л.А. Модель территориального размещения объектов сферы услуг . Вестник УГАТУ. -2009. - Т. 12, No. 3 (32). - С. 134-140.
7. Кобелев Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем. - М.: Дело, 2003. -336 с.
8. Калашникова Е.А. Оценка конкурентоспособности вузов . Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - No. 4. - С. 130-132. - www.publikacia.net/arhiv/042010.pdf
9. Козик В.В., Сидоров Ю.І., Скворцов І.Б., Тарасовська О.Б. Застосування моделі Лоткі-Вольтерра для опису дуопольно-дуопсонієвої конкуренції . Актуальні проблеми економіки. - 2010. - No. 2(104). - С. 252-260.
10. Andersen E.S., Valente M. Model Exploration and Extension in the Laboratory for Simulation Development. Chapter 1: Introduction to Artificial Evolutionary Processes . Danish Research Unit for Industrial Dynamics (DRUID) Artifical Economic Evolution. Draft. -2002. -
http:.www.business.aau.dk/evolution/esapapers/esa02/andval1.pdf
11. Chang G.-C. Application of Computer Simulation in Education Development Planning / ED/EPS/2006/PI/12 October 2006 -
unesdoc.unesco.org/images/0015/001501/150192e.pdf
12. Taremwa D. Simulation Model for Resource Optimization in Higher Education Institutions (September, 2009). - dspace.mak.ac.ug/bitstream/123456789/504/3/taremwa...
13. NetLogo Home Page - The Center for Connected Learning and ... - ccl.northwestern.edu/netlogo
14. The Economic Impact of The Higher Education System Of the State of Oklahoma. - www.okhighered.org/econ-dev/econ-impact-remi-9-08.pdf
15. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего / Сер. «Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения». - М.: Наука, 1997. - 285 с.
16. Малинецкий Г.Г., Равлюк С.Г., Степанцов М.Е. Математическое моделирование и прогнозирование динамики возрастной структуры учителей средних школ России . Препринт Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2005, No. 90. -
www.keldysh.ru/papers/2005/prep90/prep2005_90.html
17. Степанцов М.Е. Математическая модель направленного движения группы людей . Математическое моделирование. - 2004. - Т. 16, No. 3. - С. 43-49.
18. Трифонова Л.Б. Моделирование учебного процесса на основе динамики статистических распределений. - aeli.altai.ru/.../2001/trifova_shapovalova.html
19. Фофанов И.С. Отечественная практика управления вузами. Разработка автоматизированной системы управления . Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва: 2010. - No. 4. - С. 165-167. - www.publikacia.net/arhiv/042010.pdf
20. Alchian A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization . American Economic Review. - 1972. - V. 62. - P. 777-795.
21. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с при родой (Ilya Prigogine, Isabelle Stengers. ORDER OUT OF CHAOS: Man’s new dialogue with nature) / пер. с англ под общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 471 с.
22. Козик В.В., Сидоров Ю.І. Поняття ентропії в економічних системах / Проблеми науки. 2011. - No. 7. - С. 10-13.
23. Князева Е.Н. Взращивать социальные инновации - значит управлять креативно. - http:.spkurdyumov.narod.ru/Knyazeva36.htm